Японский исследователь, автор книги «Свобода и террор в Донбассе: украинско-российское пограничье в 1870-х — 1990-х годах» Хироаки Куромия — о «свободе и терроре» на Донбассе в 2014.
Книга Хироаки Куромии «Свобода и террор в Донбассе: украинско-русское пограничье в 1870-х — 1990-х годах» сегодня одна из самых цитируемых. На украинский язык она была переведена в 2002 году и увидела свет в издательстве «Основы». В ней историки и исследователи, да и просто интересующиеся темой люди ищут ответы на вопросы, актуализованные войной и новым террором на Донбассе. Книга — результат исследований долгих лет: автор изучал архивы и провел долгое время в Украине. В своей монографии господин Хироаки отметил, что для жителей Донбасса свобода является важной частью их жизни, однако это свобода не для чего-то, а «свобода от». В этом контексте нам было интересно узнать, как сегодня исследователь расценивает ситуацию на востоке Украины.
— Прежде всего, начну с самокритики. В одном интервью, которое давал в 2012 году, я отметил: «Лично я не думаю, что территориальное поглощение Украины Россией — реальная перспектива». Очевидно, я ошибся: не мог предвидеть путинской авантюры. Но два года тому назад я действительно так думал. Даже год назад так думал. Но вдруг дело повернулось иначе. Теперь совершенно иная ситуация и иной вопрос: «Попадет ли Украина под российское влияние, которому невозможно противостоять?» Правда, Донбасс теперь оккупирован боевиками, и местными и пришлыми, оккупация происходит с помощью войск РФ. И сегодня трудно сказать, поддерживает ли сам Донбасс «сепаратистов». Но я ответил бы, что —
нет. Моя вина (и вина Киева и западных стран) в том, что мы ужасно недооценивали империалистические стремления путинского правительства. После распада Советского Союза Запад и другие страны старались жить вместе с Россией для пользы всего мира, думая, что эра российского империализма уже закончена. Итак, Восточная Европа и бывшие республики СССР освободились от ига Москвы. «Иго Москвы» может звучать оскорбительно для россиян, но почти все народы так себя чувствовали в 1991 году. Даже россияне хотели освободиться от «ига Советского Союза». Они думали, что будут жить лучше без других республик, так же, как эти республики, в том числе Украинская, рассчитывали, что они будут жить лучше без России. Нужно вспомнить, что в 1991-ом подавляющее большинство населения Донбасса проголосовало за независимость Украины. Даже в Крыму, где тогда, в 1991 году, проживало пропорционально больше россиян, чем теперь, более половины населения поддержали независимость Украины. Конечно, мы знаем сложную историю Крыма после независимости, однако мы не можем забыть тот факт, что Крым также поддержал независимость 1991 года. А также тот факт, что в 1994 году Россия признала независимость и территориальную целостность Украины («Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия»). Мы просто не думали, что Москва так цинично может нарушить этот договор, который сама же подписала.