2016-05-02

Когда ждать «цветной революции» на Донбассе?

В Украине написали Пособие по ненасильственной борьбе против оккупации для жителей Крыма и Донбасса. Некоторые его тезисы – спорные, другие – наверняка могут сработать. Насколько оно будет полезно, нам помогали разобраться люди, побывавшие в застенках «МГБ» обеих «республик» Донбасса. А также тамошние жители, которых эта участь, к счастью, миновала.


Патриоты в оккупации


Утром в Страстную пятницу, 29 апреля 2016 года чистили забор возле луганского Авиацентра: за ночь на нем появилась надпись «ПУТИН – УРОД». Надпись была сделана черной краской. Полуметровые буквы на желтой побелке забора Авиацентра вначале пытались замыть, а когда не вышло, принялись соскабливать.

Луганчанин, который мне об этом рассказывает, издалека сфотографировал сцену, а затем проходя мимо решил сделать еще один кадр. Работники и их старший бросились к нему:

– Ты чего снимаешь? На подвал захотел?
– Да мне на подвал поздно, старый уже, – попробовал отшутиться 65-летний пенсионер.
– В комендатуре разберутся, поздно или нет. Давай удаляй фотки, а то патруль вызовем.

«Луганск НЕ Россия» — а рядом «военная автоинспекция ЛНР» (кликните для увеличения)

Надписи «Луганск – НЕ Россия», «Слава Украине!» продолжают появляться в оккупированном городе. Посылы «патриотов» о том, что на неподконтрольных правительству территориях остались одни сепаратисты не имеют с реальностью ничего общего. При всех оговорках (о них ниже) и в Донецке, и в Луганске остаются тысячи людей, которые считают своей страной Украину.

Знакомая, которая устроилась недавно в Луганске на работу, пишет:

«Фирма полностью проукраинская, что приятно. Окунулась в документацию – практически везде в договорах «Украина, г. Луганск», иначе никаких туда-сюда через границу. Подтянулись старые клиенты из довоенных.

– О, какие люди, почему не в Киеве? А мы знаем, что у вас в офисе на третьем этаже флаг украинский спрятан.
– Ничего, скоро пригодится…
– А скидочку можно?
– А «Слава Украине»?»

Для таких людей сочетание желтого с синим увидеть в городе «республиканских» триколоров – что встретить родное лицо в чужом краю. Надпись «Слава Украине!» прочесть – как родную речь услышать среди тарабарщины.

Именно им в помощь на днях в Киеве презентовали электронное издание – «Пособие по ненасильственной борьбе против оккупации».

Американское сверхоружие для Донбасса


Джин Шарп
Пособие основано на классической работе Джина Шарпа «От диктатуры к демократии» (1993) – и конкретно на приложении к ней: «198 методов ненасильственных действий». Американец Джин Шарп отталкивался от идеи, что такое сопротивление может быть более эффективным, чем вооруженная борьба. Оно влечет меньшее число жертв по сравнению с вооруженным противостоянием режиму, вызывает больше симпатий у невовлеченных в борьбу людей и сеет сомнения в рядах защитников диктатуры.

Классической сделал эту работу положительный опыт ее применения во множестве стран – в том числе опыт «цветных революций».

В Украине есть свой опыт ненасильственной борьбы, и с работой Шарпа знакомы многие общественники, боровшиеся за гражданские права с режимом Виктора Януковича. Очевидно, что такие принципы могут быть использованы и в борьбе с оккупационными властями в Крыму и на Донбассе.

Не все решаются действовать – не только из-за страха перед карательными органами, но и потому, что, возможно, не уверены в эффективности такого сопротивления. А некоторые не знают, что можно предпринять, не подвергая себя опасности. Потому что рисовать граффити – на самом деле очень опасно. Но можно с не меньшим успехом и почти без риска написать «Слава Украине!» на оккупационных рублях, правильно?

Сколько верящих в мягкую борьбу?


В сентябре 2015 года Киевский международный институт социологии провел телефонный опрос, в том числе в «республиках» Донбасса, в ходе которого был задан вопрос: «Каким действиям вы бы отдали предпочтение в условиях иностранной вооруженной оккупации вашего города или села?» В областях, контролируемых «ЛНР» и «ДНР» 17,7% опрошенных выбрали вариант «Участие в акциях гражданского сопротивления – таких, как демонстрации, протесты, марши, бойкоты, забастовки, гражданское неповиновение».

Исследование проводилось по заказу авторов Пособия по ненасильственному сопротивлению – «Центра стратегических исследований» и «Агентства ненасильственных решений».

– Даже если бы было не 17%, а 2% – мы должны все равно помочь им понять, как это делать. Мы – не руководящий орган, не координируем ничего. Просто человек может потом сказать: «Я не знал, как это делать. Хотел – но не знал», – объясняет необходимость своей разработки один из авторов, Павел Жовниренко, глава «Центра стратегических исследований». – У нас в Советском Союзе «сопротивление» – это только как «автомат в руки» понимали. Листовки в крайнем случае. Считалось, что врага свергают только вооруженным путем. Мы говорим о том, что даже немощный человек может быть участником сопротивления.

Утепление виноградника в Крыму зимой 2014-15 годов

Наверно, поэтому значительная часть брошюры – это исторические примеры применения методов ненасильственной борьбы. Аргументы в пользу эффективности мирного сопротивления авторы черпают в самых разных странах.

Это и индийская борьба за независимость Махатмы Ганди, и южноафриканская борьба за равноправие чернокожих с Нельсоном Манделой во главе. И более близкие нам примеры.

Мирное сопротивление в Чехословакии в 1968 году Советы не могли сломить 8 месяцев. А безоружная борьба польской «Солидарности» в 80-х годах против насажденного Советским Союзом коммунистического режима закончилась безоговорочной победой.

Опасные маневры


Люди, которые уже ведут борьбу на Луганщине, Донетчине и в Крыму, действуют по наитию и, по мнению авторов украинского пособия, даже используют новые способы ненасильственного сопротивления.

– В Крыму звучит лозунг «Слава Украине! – Героям слава!» В кафе сидят люди, никто друг друга не знает, во время блэкаута гаснет свет – тут же крик идет «Слава Украине!» и ответ со всего зала, – приводит пример Павел Жовниренко.

В брошюре (она существует только в электронном виде – в другом ее все равно не распространишь на оккупированных территориях) приводятся десятки примеров мирного протеста. Лично я бы поспорил с тем, что патриоты Донбасса и Крыма открыли новые методы: на мой взгляд, все примеры укладываются в классификацию Шарпа. Тем не менее этот список конкретизирует положения теоретика ненасильственного сопротивления, и уже этим ценен.

Павел Жовниренко утверждает, что в работе над Пособием принимали участие жители оккупированных территорий. В то же время некоторые предложения выглядят достаточно рискованными, чтобы безоговорочно советовать всем, – вывешивание украинского флага, распространение листовок, граффити.

Мария Варфоломеева в момент освобождения из 14-месячного плена в «ЛНР»
– Если человек рисует флаг, значит, поддерживает «режим хунты». А может оказаться еще и «шпионом». Ну, и раз ты за Украину, значит, «у тебя есть друзья в батальонах». Со всеми вытекающими. Плюс пороются в переписке на отобранной технике – и состряпать дело не составит труда, – объясняет луганская журналистка Мария Варфоломеева, которая провела в плену «ЛНР» 14 месяцев за несколько фотоснимков.

Не хватает практических советов


Малореальны сегодня в «республиках» массовые акции, демонстрации, флешмобы и другие открытые выступления, которые рекомендует Пособие. Сергей Захаров, донецкий художник, брошенный на подвал за карикатуры на «героев Новороссии» и прошедший пытки и издевательства, говорит, что брошюра познавательная. Помогает осмыслить исторический опыт и лишний раз доказывает, что мирный протест – большая сила.

На днях вышел в свет графический роман Сергея Захарова «Дыра» о жизни на подвале. Сцена допроса в «МГБ ДНР»

– Только все более-менее практические инструкция (из Пособия) возможны к применению сейчас, может быть, на территории Крыма, но никак ни в «Д/ЛНР». Несмотря на ушедшее время откровенной махновщины, принятие каких-то законов и работу «правовых» структур открытый протест невозможен, – констатирует художник. – Я не думаю, что методы работы «МГБ» стали гуманнее.

Поэтому, считает он, в данный момент речь может идти лишь о подпольной борьбе. Осторожный поиск единомышленников, постепенное расширение этого круга.

– Такое объединение и простые кухонные посиделки обязательно сгенерируют идею методов борьбы, – убежден Сергей Захаров. – Да пускай это будут только надписи и рисунки в публичных местах, но даже такие вещи очень мощно воздействуют на настроение патриотов на оккупированной территории. И именно в таких вещах необходимы практические советы – выбор места, времени и т.д.

Впрочем, некоторые отчаянные люди до сих пор решаются выступать открыто. В марте Сеть взорвало видео из Луганска: в День рождения Тараса Шевченко пенсионерка, не испугавшись группы агрессивных российских провокаторов из «Луганской гвардии», вышла с украинским флажком к памятнику Кобзарю в двух шагах от «Дома правительства». Глядя на этот одиночный пикет, невозможно сдержать слез.



Сопротивление по наитию


Луганчанка, с которой нам удалось пообщаться (имени по понятным причинам не называем), рассказывает о встречах «на кухне», о которых говорил Захаров:

– Обсуждаем сегодняшнее положение, надеемся на скорое избавление от оккупации. На встречах читаем стихи украинских поэтов, поем украинские песни, гимн Украины – обязательно. Люди носят одежду в цветах флага Украины. Я тоже иногда это практикую – синие джинсы и желтая кофта. Видела прошлым летом у девочки маникюр в желто-синей расцветке. Встречаются люди, которые говорят на красивом литературном украинском языке.

"Патриоты в оккупации поддержки с Большой земли ощущают гораздо меньше, чем нужно"


Кроме того, каждый так участвует в ненасильственном сопротивлении, делясь в соцсетях правдивой информацией о жизни в оккупации, насмехаются над оккупантами и оккупационным правительством.

Все это очень поддерживает тех луганчан, которые вынуждены были покинуть родной город. Дает надежду на то, что не все потеряно, на неподконтрольной территории против «ЛНР», несмотря на пресс "сепаратистской" пропаганды, на организованные тамошним режимом «добровольные народные» антиукраинские митинги.

А вот патриоты в оккупации поддержки с Большой земли ощущают гораздо меньше, чем нужно. Моральной поддержки почти нет ни со стороны правительства, ни со стороны квасных патриотов, которые то и дело пишут в соцсетях, что «там остались одни сепары», «все нормальные выехали давно».

– Иногда почитаешь некоторые посты в Facebook – злость берет за «Единую страну», – говорит луганчанка.

Донецкий Евромайдан, декабрь 2013

Впереди 5 лет без поддержки?


– Хорошо иметь поддержку знакомых с Большой земли. Что касается государственной работы в этом направлении, здесь, наверное, все плохо, – с горечью соглашается Сергей Захаров. – Вместо месседжа «родные, мы помним о вас, мы вас любим и мы обязательно освободим вас», внутри страны слышно о «сепарах» и «предателях».

"Легко и весело быть «укропом» во Львове, но не в Перевальске или Горловке"


В свою очередь автор Пособия Павел Жовниренко замечает:

– Сигналы может посылать власть. И этих положительных сигналов мы видим мало. Но, кроме власти, есть еще гражданское общество. Вот наше пособие – это сигнал.

В монографии Национального института стратегических исследований «Донбасс и Крым: цена возвращения», выпущенной в конце прошлого года, рассматриваются варианты возвращения. Силовой назван малореальным, возвращение путем договоренностей (Минский процесс) авторы называют проигрышным для Украины. Как базовый для реинтеграции Донбасса рекомендуется взять третий – сценарий добровольного возвращения.

Признавая, что сейчас он выглядит довольно утопичным, авторы уточняют, что сценарий «может быть рассчитан на перспективу 5-7 лет». Они делают акцент на том, что основой должно стать волеизъявление жителей региона (уже очевидно, что этот вариант не работает, поскольку жители Донбасса хотели и хотят быть в составе Украины, но это никого не интересует).

Для такого развития событий неимоверно важно, чтобы проукраинское ядро на оккупированных территориях не раскрошилось за эти «5-7 лет», чтобы люди не пали духом. Чтобы настроенные нейтрально люди не отворачивались под действием пропаганды оккупантов и необдуманных действий правительства.

И особенно важно, чтобы патриоты с Большой земли, которым ничего не грозит за ношение желто-голубой ленточки, перестали огульно клеймить всех жителей неподконтрольных Украине территорий. Тех, кто за флажок может отправиться на подвал. Легко и весело быть «укропом» во Львове, но не в Перевальске или Горловке.

Вспомните об этом, прежде, чем лайкнуть пост про «все сепары». Думайте о том, что кому-то предстоит делать «цветную революцию» в «Л/ДНР» – и это будут они, не вы.

Донецк в поддержку Единства Украины. Апрель, 2014

А. Белокобыльский

Комментариев нет:

Отправить комментарий