2016-02-01

История Донетчины: греческий эпизод.

Стремясь сохранить память о предках, жители с. Каменки развивают местный музей, а некоторые — даже не перестраивают дома.

Одна из величайших ценностей Каменского музея - вышитая скатерть 1950 года. Именно она встречает гостей в холле

Казалось бы, Каменка (Новая Карань), небольшое село в Тельмановском районе Донецкой области, не может похвастаться ничем. Население составляет чуть более тысячи человек, история — менее 200 лет. Но это только на первый взгляд. Еще есть мультикультурная составляющая региона, а именно — греческая, и драматическая история борьбы с крестьянством, воссоздание своей религии после многих лет запрета и т.д.

История села начинается с того, что в 1865 году греки села Карань в Крыму были вынуждены мигрировать на восток (читайте материал о греках Приазовья «Осколок Эллады»). «Раньше здесь ничего не было — степь, на которой рос ковыль и паслись дикие лошади», — рассказывает Надежда Бондарь. Ее предки заселились сюда одними из первых. Ее отец — грек, а мать приехала в село из Черниговщины.



«Семья моей мамы не была зажиточной. У них был небольшой участок земли и одна лошадь. Но это немного. Поэтому они «ходили в наймы»: работали еще на других людей. Но даже этот факт не помешал тому, что семью обвинили в кулачестве и отняли у них все. Был страшный голод, они выживали как могли. Тогда мой двоюродный дедушка пригласил мою мать и ее сестру сюда, в Приазовье. Здесь она ходила по наймам, работала и у греков, и у евреев, на кирпичном заводе. Бабушка с дедушкой умерли на Черниговщине, я их так и не видела», — рассказывает женщина.



«Мама, как и отец, была очень работящей. За то, что она качественно полола, ее отправили зимой в Москву на экскурсию в 1956 году. Тогда впервые оказали почет сельским жителям — раньше о них никто не думал. Председатель колхоза с женой дали маме сапоги — у мамы тогда даже обуви не было. И она в резиновых сапогах сверху портянок в легком ситцевом платьице в горошек поехала зимой в столицу», — вспоминает Надежда.


«Наша фамилия Бондарь (когда семья моего отца переезжала из Крыма сюда, их фамилию перевели на русский), наверное, это связано с тем, что и родители отца, и он были умелыми в ремеслах и бортничестве. Его семью тоже раскулачили, а дедушку репрессировали», — продолжает женщина.



И мать, и отец Надежды Константиновны жили здесь, в Приазовье, только в разных селах. Познакомились в доме культуры, когда мама приехала работать директором ДК в другое село. «В то время даже нельзя было переходить из села в село — такие строгие правила были. А когда парень приходил в чужое село, чтобы сказать, что ему нравится девушка, то его встречали, как на допросе», — продолжает она. Поход в другое село — это один из забытых греческих обычаев. Когда-то целым представлением было то, как парень рассказывал о себе, как хотел понравиться другому селу (а на его смотрины приходили все односельчане). Но девушку таким образом не выдавали замуж, главное решение все равно принадлежало ей.


Среди обычаев, которые остались в Каменке, — панаир (синоним массового гуляния) и куреш (греческая борьба), но и они уже успели немного трансформироваться. К примеру, сейчас облегчились правила в борьбе куреш, и она стала напоминать греко-римскую борьбу. Соревнования могут длиться до позднего вечера. Панаир по-прежнему празднуют многими семьями, собираются все двадцать национальностей, которые живут в Каменке: греки, украинцы, русские, татары и т.д. Все происходит на территории стадиона. На одном его конце — борьба, на другом — разговоры. На столе — мусака, сюрпа — традиционная греческая юшка, козий сыр, баранина, чебуреки (чир-чир).


Много воспоминаний сельчан об относительно недавнем прошлом связано с крещением. В советское время крещение детей было запрещено, поэтому это делали втайне ночью, чтобы никто не мог доложить «куда следует», при этом своих детей крестили даже партийные. К крещению пекли специальный хлеб, который выкладывали крестом. Кстати, с таким хлебом был связан еще один обряд — катание. Весной молодые люди выпекали хлеб и потом шли на горку катать его: если хлеб перевернется — год будет неудачным.



Несмотря на то, что многие вещи остались лишь в памяти, греки очень гордятся своей идентичностью. Три года назад жители села начали собирать музей — сейчас в нем можно найти все. Начиная от керамических плит и кирпича, которые делали греки, заканчивая личными делами детей из школы-интерната Харькова, которых привозили сюда на обучение. Но самое главное у музея — то, с чего он начинается. Начало экспозиции — это лица предков, которые заселились в Каменку. Тут фотографии и греков, и украинцев. «Самое интересное, что все фотографии были сделаны одним человеком. В Каменке раньше была сильная школа фотографии. И сзади на каждом снимке можно увидеть адрес фотосалона», — рассказывает историк, автор музея Виктор Новицкий.


Музей собирали всем селом — жители хотят помнить о своих корнях. Кто-то приносил фотографии, кто-то документы, кто-то сундуки. Комната на входе воспроизведена такой, какой она была у переселенцев: стол посредине стола, прялка, короб, сундук или комод (в зависимости от богатства семьи), этажерки с фотографиями, диван. Кстати, здесь и скатерть, которая была вышита в 1950 году.

Таких домов, которые воссозданы в музее, уже осталось немного. В одном из таких живет семья Караджели. Низкие потолки, фотографии, рушники, иконы, небольшие столы и стулья — все это сохранилось еще с тех пор, как приехали их предки. «Мы как-то пытались заменить потолок, вытащили один гвоздь и поняли, что стоит оставить все как есть», — рассказывает хозяйка дома Татьяна Караджели, артистка ансамбля «Тайфа». Их дом — живой экспонат, который стоит увидеть.

В Каменке нет грандиозных зданий и достопримечательностей, но здесь есть люди, которые собирают фольклор, пишут песни, шьют народные костюмы, собирают старые открытки и марки, пишут картины, ходят на раскопки...

Недавно к ним в село впервые приехала группа туристов. Это было значительное событие. Каменчане не ожидали такого внимания к себе, к своей многонациональной культуре. Но после этого поиск «себя» стал более осмысленным и востребованным — жители начинают поднимать архивы, переворачивать фотографии и всматриваться в то, что написано на обратной стороне.

Игорь Козловский, президент Центра религиоведческих исследований и международных духовных отношений, считает: «Донецкий регион уникален тем, что в формировании его облика сыграли роль многие компоненты: экономические, политические, географические, религиозные. И большое место в этом процессе занимает этнический фактор. Да, большинство населения принадлежит украинской нации, но мы не можем не учитывать того вклада, который сделали представители и других этносов: еврейского, татарского, греческого, польского, русского... Именно это многообразие этнической и конфессиональной картины нашего края дает особую красочность, когда мы характеризуем регион или рисуем портрет жителя этого региона. С 90-х годов ХХ века началась активная работа многих национальных обществ, главной задачей которых стало возрождение своей национальной культуры. Стали проводиться национальные праздники, фестивали, формироваться творческие коллективы, устанавливаться связи с коренной территорией проживания тех или иных этносов. Люди все с большей гордостью говорят, что они татары, евреи, немцы, армяне, чеченцы, табасаране... Но при этом они — патриоты Украины, не чувствуют себя лишними на этой земле. Таким образом, культура региона и, в целом, страны обогащается пусть небольшими, но яркими красками различных национальных культур. В принципе, это было всегда особенностью региона и Украины, ибо мы всегда исторически находились на пересечении Запада и Востока, леса и степи, христианства и ислама. И мы научились жить в этом многообразии, толерантно относиться друг к другу, вести конструктивный диалог, объединяться созидательной работой, выступать против общего врага, как это было во время Второй мировой войны. У нас много смешанных семей, люди разных национальностей и вероисповеданий дружат друг с другом и вместе, сообща созидают и приумножают богатства Донецкого края. Не все этносы достаточно деятельны, но активность национальных культурных обществ растет — это факт сегодняшнего дня и залог для будущего».

Екатерина Яковленко, 2013

Комментариев нет:

Отправить комментарий