«Как?! Ты до сих пор там не был?! Это же меньше часа езды от Луганска. Меньше часа езды от областного центра — и ты в старинном имении», — заинтриговал меня знакомый.
Так уж сложилось, что местность между металлургическим Алчевском и угольным Перевальском считается туристически непривлекательной. Мол, что там можно увидеть... Тот, кто так считает, не был в поселке Селезневка и не видел усадьбу Мсциховского.
ПРОГУЛКА ПО ИМЕНИЮ ПОЛЬСКОГО ИНЖЕНЕРА
Первое, на что обращаешь внимание, попадая в имение Казимира Мсциховского, — готические въездные ворота с двухэтажными башнями. Как рассказал мой экскурсовод, это — одно из самых старых зданий всего комплекса. Рассказывают, что во времена помещика в этой башне жили охранники, открывавшие ворота и впускавшие многочисленных гостей. «Пошли дальше! Там еще интереснее!» — позвал меня гид, председатель благотворительного фонда «Усадьба Мсциховского» Сергей ЛЫЧАНЫЙ. Интересное ожидало нас сразу за воротами. Где-то в середине ХІХ века на 22-х гектарах этой территории был разбит большой парк: пустой земельный участок засадили пирамидальными тополями, дубами, липами. В 1972-м Селезневский парк получил статус памятника садово-паркового искусства. Во времена владельцев имения ухоженный парк украшали бронзовые статуи, в «коридорах», которые образовывали деревья, стояли беседки. С годами все это стало заброшенным. Но и в настоящий момент, сквозь сваленные ветви, можно угадать то, что называлось дубовыми гротами и липовыми аллеями. «Недавно, — рассказывает Сергей, — мы с волонтерскими бригадами проводили «большую уборку»: дворы выгребли, в парке две аллеи вычистили — липовую и тополиную. Ту, которая ведет к самому большому тополю. В ближайшее время уборку продолжим. Сам видишь — здесь работы очень много».
Вдоволь набродившись по парку, постепенно продвигаемся к основной части комплекса. Собственно, к самому дому Мсциховского, с колоннадой и тремя фасадами. Тот, кто заказывал проект здания у известного архитектора Сергея Гингера, был еще тот эстет. Переехав сюда в 40-х годах ХІХ века, он пожелал построить в донбассовских степях итальянскую виллу флорентийского стиля. Построенный из местного песчаника, дом помещика и сегодня выглядит почти как новый. Экскурсию по нему начинаем с центральной лестницы. Смотришь на него и понимаешь смысл фразы «строить на века» — лестница и сегодня в безупречном состоянии. «Ты вверх посмотри!» — предлагает мой гид. Лепнина, которой украсили потолок, тоже сохранилась почти в первозданном виде.
Лепнина, которой украшен потолок, сохранилась почти в первозданном виде |
Поворачиваем налево и попадаем в так называемый «греческий зал». Большая просторная комната с камином. Примечательно, что он в рабочем состоянии. В доме четыре камина. Два из них, по словам Сергея, и до сих пор работают — хоть сейчас зажигай.
Через небольшую комнату идем к зимнему саду. И такой был в имении польского инженера! Конечно, растения до наших дней не дожили, а вот плитка, которой вымостили пол, замечательно сохранилась.
Во времена бывших владельцев дом был известен своими концертами. Сергей показывает мне помещение, в котором размещался оркестр. Музыканты сидели в небольшой комнате на втором этаже, на который ведет винтовая лестница. «Музыкальная» мансарда выходила на внутренний балкон. Отсюда и звучала музыка.
Покосившиеся останки входа в библиотеку |
СОВСЕМ НЕМНОГО ГРУСТНОЙ ИСТОРИИ
Нетрудно догадаться, что после октябрьского переворота 1917 года имение изменило свой «профиль». По одним данным, супруги Мсциховские эмигрировали во Францию, по другим — владельца имения расстреляли.
В 1920-е годы здесь открыли приют для сирот, чьи родители погибли во время гражданской войны. Поговаривают, что сам Нестор Махно приезжал сюда жертвовать средства на содержание, как бы сейчас высказались, «социального объекта». Позже здесь открыли Дом отдыха для горняков и металлургов. После Второй мировой в зданиях бывшего имения начал работу противотуберкулезный диспансер. Все это время за домом и парком ухаживали.
Упадок имения начался в конце 1980-х. Тогда бывшая собственность шляхтича Мсциховского особенно пострадала от мародеров. Из дома исчезли мебель, гобелены, картины и вазы из императорского фарфора, из парка — бронзовые статуи. Из имения исчезло все, что можно было унести и продать или сдать на металлолом. То, что пережило большевиков и фашистов, не смогло выдержать экономический кризис тех времен.
НЕОЖИДАННОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Сергей Лычаный взялся возродить имение несколько лет назад, еще когда был депутатом поселкового совета. «Я вырос в этих местах. У меня бабушка в одном из зданий бывшего имения работала. Очень досадно наблюдать за тем, как эта жемчужина приходит в упадок», — говорит он. Сначала эти действия напоминали борьбу с ветряными мельницами. У депрессивного населенного пункта и без этого проблем хватает. Но со временем на одинокого энтузиаста начали обращать внимание. Имение получило статус памятника архитектуры местного значения.
Постепенно у Сергея появились единомышленники. «Небезразличные селяне помощь предлагают. Очень помогают молодежные организации из соседних Алчевска и Перевальска. С алчевскими байкерами, например, очень подружились. Субботники общими силами проводим. Есть и те, кто деньги в имение готов жертвовать. В частности, уходом за парком будет заниматься алчевская фирма, специализирующаяся на озеленении», — делится хорошими новостями хранитель имения.
Стараниями Лычаного и его единомышленников имение из дома-призрака снова начало превращаться в культурный центр региона. «Концерты классической музыки пока не устраиваем, — смеется Сергей, — но и без них здесь, тем не менее, интересно». Уже несколько раз имение принимало турниры по историческому фехтованию. Собирались на пленэр юные художники, проводили выставки голубеводы. Очень по душе это место молодоженам из ближайших населенных пунктов — фотосессия в имении стала еженедельной свадебной традицией.
В планах — реставрация зданий. По словам Сергея, уже даже нашлись частные предприниматели, готовые вкладывать средства. «Главное, чтобы как можно больше туристов из других регионов Украины видели это чудо, — делится на прощание Сергей. — Очень досадно, когда приезжие говорят, что Донбасс — это только степи и терриконы и смотреть у нас нечего. Досадный стереотип, который нужно сломать».
СПРАВКА
Казимир МСЦИХОВСКИЙ — основатель поселка и владелец имения, инженер. Шляхтич в нескольких поколениях. На восток Украины приехал налаживать добычу руды и каменного угля. Стал основателем Селезневского рудника и председателем правления Селезневского общества каменноугольной и заводской промышленности. Именно при нем малоизвестное имение в Селезневке превратилось в местный культурный центр. По его инициативе был возведен дом, церковь и приходская школа для местных детей.
Плотный песчаник, составляющий кладку стен, чист и крепок на вид, словно не имеет векового возраста |
Денис Киркач, Луганск, 2012
И еще несколько фото:
Рыцарский турнир "Меч Востока" |
Фестиваль «Турнир 2-ой Лиги по историческому фехтованию» |
Начиная с 2011 г. активисты из Селезневки, Луганска и Донецка создали благотворительную организацию, призванную возродить усадьбу Мсциховского.
Парк, на территории которого построенная усадьба, в настоящее время находится в запущенном состоянии. Но здесь еще сохранились редкие виды растительности. С 1972 года эти двадцать два гектара являются памятником садово-паркового искусства. Деревья, посаженые еще во времени сооружения имения, достигли сегодня огромных размеров.
Для присмотра за парком Казимир Мсциховький пригласил из Польши своего земляка Марцина Францевича Хубецького. Садовник прожил здесь всю жизнь. И отдал все силы разведению редких видов растений и деревьев. Остался неженатым, и, за завещанием, похоронен на территории усадьбы.
Мсциховский проводил здесь со своей женой много времени. Детей у них не было. Вся округа ждала приезда хозяев как праздника. С их приездом здесь воцарялась благородная атмосфера. Из особняка доносилась классическая музыка. Иногда барыня совершала чинные прогулки по ухоженному парку, сидела с гостями в беседке.
В доме было 4 камина. Три из них уцелели до сих пор. Не все сохранили свой орнамент, но камин в прихожей, до сих пор в глазурованных изразцах, а этот, в главном зале — как и в далекие времена, несет на себе элементы из дуба (как и потолок, который до сих пор выглядит как новый).
Выход на балкон |
А это вид из внутреннего балкона (второго этажа), на сводчатую комнату. В этой комнате, с огромным окном выходящим в сад, жители усадьбы и гости, приезжавшие из Петербурга и Парижа, наслаждались живой музыкой, которая лилась из этого балкона где сидели музыканты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий