Полотняные рукописи прошлых веков
расшифровала в своей книге «Рушники з бабусиної скрині» хранительница
музея поселка Благодатное Волновахского района донетчанка Надежда
Дорогая. В этом музее хранятся более сотни работ искусных рукодельниц,
некоторые из них датируются началом прошлого и серединой позапрошлого
века. И его давно бы следовало переименовать в постоянную выставку
рушников-полотенец, многие из которых бережно передавались из поколения в
поколение.
- Вы только взгляните, - говорит хранительница уникального в своем роде собрания вышитых полотенец Надежда Дорогая, - на семейную реликвию Анны Сердюк из села Никольское. Собственно, это даже не вышивка, а целая повесть о временах существования Кальмиусской паланки войска Запорожского. Посвященный в таинство символов вышивки без труда прочтет о том, как создавалась паланка, какие трудности возникали при возведении крепости в устье главной реки Приазовья. Монограмма «X», «X» обозначает, что работа датируется восемнадцатым веком, вышита в семье хорунжего Харитона. Чуть выше монограммы герб Российской империи, а венчает композицию еще один герб - Кальмиусской паланки. Таким образом неизвестная мастерица как бы подчеркнула независимость запорожского козачества: дескать, официально мы являемся подданными Екатерины Второй, однако оставляем за собой право устраивать жизнь по собственному усмотрению.
- Вы только взгляните, - говорит хранительница уникального в своем роде собрания вышитых полотенец Надежда Дорогая, - на семейную реликвию Анны Сердюк из села Никольское. Собственно, это даже не вышивка, а целая повесть о временах существования Кальмиусской паланки войска Запорожского. Посвященный в таинство символов вышивки без труда прочтет о том, как создавалась паланка, какие трудности возникали при возведении крепости в устье главной реки Приазовья. Монограмма «X», «X» обозначает, что работа датируется восемнадцатым веком, вышита в семье хорунжего Харитона. Чуть выше монограммы герб Российской империи, а венчает композицию еще один герб - Кальмиусской паланки. Таким образом неизвестная мастерица как бы подчеркнула независимость запорожского козачества: дескать, официально мы являемся подданными Екатерины Второй, однако оставляем за собой право устраивать жизнь по собственному усмотрению.
- В семье Ручко из Новоандреевки,- продолжает Надежда Петровна, - от матери к дочери передается сохранившаяся часть полотенца, которое тоже датируется восемнадцатым веком. Даже не верится, что работа выполнена при слабом свете каганца-плошки безграмотной крестьянкой. Безвестные рукодельницы брали самобытностью, оригинальностью.
«За каждым стежком полотняной летописи, - говорит хранительница музея, автор познавательной книги «Рушники з бабусиної скрині» Надежда Дорогая, - стоит история отчего края и чья-то конкретная судьба».
Листовка, вышитая алой нитью
Жил-был в Мариупольском уезде молодой парень Борис Кадегроб. Началась Первая мировая война, и молодого человека призвали на действительную службу. Устроили прощальную вечеринку. Собрались все, за исключением сестры Татьяны. Девушка, так и не прикоснувшись к чарке «на посошок», целую ночь вышивала подарок, который должен был оберегать брата на поле брани.
- Сюжет оберега, - говорит хранительница музея, - традиционен: высокое цветущее растение словно бы согнулось под порывами сильного ветра, и в то же время оно напоминает журавлиный ключ. По правую сторону ключа - ласточка, которую наши предки считали верной спутницей человеческого жилья, а также птицей, приносящей благие вести.
Увы, сестрин подарок не уберег брата от германских газов. Вернувшийся с фронта однополчанин рассказал о последнем бое молодого парня, а заодно вернул опечаленному семейству оберег. Тогда же Татьяна вышила еще одно полотенце, которое в народе именуют поминальным. На домотканом полотне она черной и красной нитью отобразила Древо жизни, которое венчает взятая в траурный венок монограмма.
Бесконечную скорбь и в то же время надежду на скорое вызволение из гитлеровского ига удалось передать в своей работе Ефросинии Деркач из села Владимировка. Полотенце настолько понравилось постояльцу обер-фельдфебелю, что даже он не осмелился вытереть им руки.
- Поначалу в Благодатном насчитывалось лишь три искусницы, сегодня их втрое больше, - рассказывает Надежда Дорогая. - А всего в Волновахском районе более пятидесяти рукодельниц, чьи работы сегодня украшают жилье и различного рода выставки - из забытья возвращается сошедшее было на нет народное творчество.
Юрий Хоба. Фото автора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий