2015-08-28

Лемки на оккупированной территории.

«Русский мир» впервые коснулся лемков в 1944 году. Их начали выселять из родных сел вглубь Украинской ССР сразу после освобождения Западной Украины и Восточной Польши от нацистов. Новейшая встреча в 2014 году на Луганщине сопровождалась залпами «Градов». Самая большая лемковская громада области находилась в двух километрах от луганского аэропорта, оборону которого украинские войска держали три месяца.

Лемковская свадьба в с. Переможное

Такая горькая ирония судьбы. Вначале лемков оторвали от корней, отправили в козацкие степи, а спустя десятилетия из этих степей их гонит российская агрессия.

Лемков на Луганщине «открыли» 10 лет назад. Эта заслуга принадлежит заместителю «помаранчевого» губернатора Алексея Данилова — львовянину Зиновию Гузару. Ему рассказали о поселениях лемков местные руховцы, и замгубернатора вначале не поверил, что такое может быть. Но поехал, встретился с людьми, послушал истории переселенцев, и сомнений не осталось.

Зиновий Гузар
— Лемки, гуцули, бойки — це ті самі українці, тільки гірські, трошки інші, — объяснял тогда Зиновий Гузар.

До этого их как и не было вовсе. На Луганщине, по подсчетам председателя Луганского областного общества украинцев, депортированных из Польши, «Ватра» Петра Ясинчака, жили около 30 тысяч лемков. Но луганская делегация впервые приняла участие в съезде лемков в Тернополе только после «открытия» пана Гузара, в 2005 году.

По инициативе заместителя губернатора в том же году начали проводить международный фестиваль «Стежками Лемківщини» недалеко от Луганска в селе Переможном. Туда были заброшены 80 семей из повятов Краковского воеводства, и в селе сохранялся один из крупнейших лемковских анклавов.

...Поля Переможного заканчиваются у самой взлетной полосы Луганского аэропорта. А от крайних домов до аэровокзала — 2 километра по прямой.

За три месяца, пока десантники 80-й львовской аэромобильной бригады держали оборону аэропорта, снаряды российских боевиков не раз попадали по Переможному. Один из самых мощных ударов «Градами» по селу был нанесен 13 августа 2014 года.

Трехмесячную оборону луганского аэропорта украинские десантники держали рядом с лемковским селом

Как сложились судьбы лемков, которые остались на территории, контролируемой «ЛНР»?


Нам удалось связаться с людьми из руководства луганского общества украинцев, депортированных из Польши, «Ватра». Оказалось, что многие из них все еще на территории самопровозглашенной «республики». Но поговорить толком не получилось.

— Вы бывали когда-нибудь на оккупированных территориях? — спросил собеседник. — Я не хочу сейчас ничего рассказывать прессе: здесь выступать против «властей» — как на танк с голыми руками идти.

«Многих жителей Переможного, которые с начала конфликта на Донбассе помогали Украинской армии, террористы занесли в расстрельный список. Когда одну семью, которая была в списке, расстреляли, часть людей решила бежать из Переможного, чтобы не повторить судьбу казненных. Некоторые из них сразу выехали по приглашению родственников и знакомых за пределы Донбасса. Часть лемков из Переможного решилась на переезд в Тернопольскую область», — писал на «Лемковской странице» еженедельник украинцев Польши «Наше слово» в феврале.

Параллели в судьбах переселенцев


Семья Надежды Терпак
(родители Юлия Антоновна и Василий Иванович, брат Михаил)
Нынешнее бегство из охваченного войной региона заставляет вспомнить переселение 70-летней давности. В одной из первых публикаций о луганских лемках Галина Сорока, которая оказалась в Донбассе в 19 лет, рассказывала журналисту газеты «Україна молода»:

«— Оце записували нас, щоб (з Польщі) до Росії йти. Ну, ми записались і поїхали. У маї. Два місяці їхали. Тут остановляли, там остановляли...

— Залишитися можна було?

— Можна, можна. А потом, казали, тих, що після нас виганяли, — то не дали нічого з собою забрать. Ми ж то пішли добровольно, розрішали брати все з собою. Корову взяли, зерно, яке було, взяли... Дві корови було. Сіно, аби корову годувати. Які продукти були — забрали. Корів довезли, все довезли. Чому рішили їхати? Хтозна — родітєлі рішили. Добровольно-примусітєльно було.»

На новом месте некоторые переселенцы получили в «наследство» дома немецких колонистов. Тех советская власть выселила вглубь страны после начала войны в 1941-м, перед нацистской оккупацией. Дома достались в плачевном состоянии, без окон и дверей — они пережили четыре года войны, через них несколько раз прокатывалась линия фронта. Но даже так повезло не всем.

Обещанной госпомощи на обустройство не получил никто. Покидать новое место жительства запрещалось. Как и другим селянам, паспорта лемкам начали выдавать только к началу 70-х годов. Предполагалось, что за имущество, оставленное в родных села, лемки получат от государства компенсацию. Однако выплатили ее частично, и это заняло несколько лет.

Лемки для лемков


...Семьи лемков-переселенцев из Краковского воеводства разбросали по всей Луганской области — по нескольку десятков семей на село.

— Так вийшло — ми живемо в одному селі, у нас всі передружились. Хоча є й приїжджі. Всі завжди шанують наші обряди і свята. Маємо обряд весільний, у нас жодної нареченої немає, щоб через цей обряд не пройшла. Ніхто не примушує, якщо подобається це, то буде жити з цими традиціями, шанувати... — рассказывает Виталия Вансач из села Переможного.

— У мене в родині з єдної сторони бабчя моя і дідо лемки, і з другої сторони. То, значить, і з мами сторони, і з тата сторони — вони лемки. І житки із Чарной (село на Лемківщині. — Авт.). Я іздива на їхню землю, на їхню Лемківщину. Бивам в Чарні, видівам тото шітко. Бивам на «Ватрі». І так мі шє то залегло в пам’яті, оставо же, коли я там приїхава до Польщи, до чужої як би сторони приїхава. Коли ж ми зібралишя шітки на ватрі, я почува таку атмосферу, жеби бива би... Нібито я била за своїми там, — рассказывала журналисту Михаилу Бублику Вита Матычак из села Карла Либкнехта.

Рождественские подарки для лемковских беженцев с Луганщины, собранные польским Объединением лемков.

Своими считают луганских лемков их земляки, которые живут сейчас по всей Украине и в Польше. История изгнания живет в памяти каждой лемковской семьи. Это еще одна причина, по которой лемки не остаются равнодушными к вынужденным переселенцам с территорий, контролируемых «ЛНР». И не только к своим.

Комментариев нет:

Отправить комментарий