Они репетировали под взрывы снарядов, крушили гитары, работали с продюсером-номинантом «Грэмми», а теперь признаны лучшей молодой рок-группой мира на престижном конкурсе Global Battle Of The Bands 2016 в Берлине. Мы поговорили с участниками SINOPTIK о том, как их песни пробивают бетонные стены.
2013 год стал точкой отсчёта для новой Украины, началом больших перемен, положительных и отрицательных, испытания веры, где-то даже ярости. В таких условиях в Донецке заискрилось рок-трио SINOPTIK.
К тому моменту лидер команды Дима Синоптик уже был опытным звукорежиссёром, отучился в Лондоне, поиграл там в нескольких группах и даже выступил на Reading Festival, правда, не считает, что добился в Британии успеха. Да и родина звала обратно. «Я в Англии научился важной штуке: нужно себя любить, — говорит он. — Англичане ценят себя, свою культуру, своих женщин. Это наше — значит, мы будем это развивать, причём не только в своей стране, но и в ваших. Я набрался этой энергетики и в Донецке занялся организацией концертов, клубом Detroit, объединениями Detroit Family и Scream Records, ну и заодно банду собрал».
Банда начинала с блюз-рока, ведь что ещё нужно кроме гитары и губной гармошки. На басу — Дима Сакир. В конце школы он побывал на концерте Кита Эмерсона, тогда и решил всерьёз заняться музыкой. Под влиянием прогрессивного рока 60–70-х и драйва современников The Dead Weather, он предложил добавить в SINOPTIK синтезатор и использовать его как гитару, играть на нём риффы. Тогда же к группе присоединился барабанщик Слава — поклонник электронной музыки — и понеслось.
Но тут в Донецке начались обстрелы.
В родном городе музыканты оставались до последнего. «Бывало, репетируешь на базе, и уже не понимаешь, какая нота звучит, но знаешь, из какого орудия стреляют и когда прилетает, а когда улетает. И ты уже думаешь не о музыке, а о том, как бы не прилетело к тебе домой. Самое ужасное, когда валево продолжается, а ты привыкаешь. Пропадает инстинкт самосохранения. Бывало, ждёшь трамвай на остановке, он не приезжает полтора часа, и ты сидишь и смотришь, как вокруг летают снаряды».
Однажды снаряд попал в студию ребят, уничтожив большую часть аппаратуры. В состоянии, как говорят сами ребята, «лёгкой тревоги», они были вынуждены разъехаться в разные части страны без понимания, что делать дальше, когда они увидятся и зачем вообще. Спустя полгода их позвали на ГОГОЛЬFEST. Парни решили выступить как в первый и последний раз. Следом поднялась волна, появились концерты в Житомире, Белой Церкви, нарисовался тур на 15 городов. Так участники группы приезжали из разных концов Украины, репетировали, играли — и разъезжались по домам. «Время, которое мы провели раздельно, только сплотило нас, спаяло вместе. Мы стали цельнометаллической оболочкой», — говорит Дима Сакир.
Переехав в Киев, музыканты взялись за запись нового материала. Накапливали его где придётся. Ведущий сингл, шестиминутный трек «White Cats», записали на репетиционной базе в гаражном кооперативе «Барвінок», ещё одну песню — вовсе под открытым небом. «Не важно, где ты пишешь звук, важно, как сводишь, с какой головой. Deep Purple вообще в отеле писались, — говорит Дима Синоптик. — Барабаны — это уже другая тема. Мы долго ходим по комнате, выбираем, где их расставить, потом так же ходим с микрофонами. Звучание барабанов очень влияет на звучание альбома. Но самое главное — не потерять вибрации песни, запечатлеть её дух. Записать не с двадцатого усталого дубля, а на кураже. Конкретно на барабанные партии у нас ушло от одного до трёх дублей. Понятно, что мелких штучек, которые придают объёма и окраски, здесь тоже хватает, но эмоции — прежде всего. Мне кажется, песни получились очень разными и эмоционально, и по текстам. В них отражено всё, что произошло вокруг и внутри нас за последний год».
В треке «White Cats» парни разложили звук на много дорожек, к остальным трекам постарались подойти с меньшим перфекционизмом, более живо и честно, но всё равно не обошлось без споров и заморочек. Например, «Brother» сначала был тяжёлым, медленным и депрессивным, но не работал, что-то было не так. Тогда музыканты выбросили всю музыку и придумали новую тональность, размер, мелодию, переиграли настроение в «смех сквозь слёзы». «Эта песня вроде бы лёгкая, но если почитаешь текст, поймёшь, что не всё так весело», — говорит Синоптик.
Часть текстов пишет Дима Сакир— они, по его словам, более прямолинейны. Тексты Димы Синоптика наполнены метафорами. «Вслушайтесь в нашу музыку, а потом посмотрите тексты, проверьте, совпадают ли они с вашими эмоциями», — предлагает Сакир.
Благодаря финансовой поддержке фанов мастерингом занялся номинант премии «Грэмми» Маор Аппельбаум, работавший с Faith No More, Sepultura, Yes, Apoptygma Berzerk. Так весной 2016 года обрела форму пластинка SINOPTIK «Interplanet Overdrive» — может, и не первая в карьере, но первая на принципиально новом уровне.
В любом случае, по-настоящему эта группа раскрывается только на концертах. Их любимое занятие — загрузить в машину гору аппаратуры и поехать на гастроли. Парни даже барабанную установку возят с собой.
Проводя столько времени вместе, они всё равно остаются одним целым. «Есть только одна черта, которая нас раздражает друг в друге, зато общая для всех — мы теряем и забываем вещи, — говорит Синоптик. — Ругаемся из-за того, у кого последнего были ключи от моей машины, кто что где оставил». В остальном они выделают друг в друге только хорошее. Ну, почти. «Мы со Славиком ребята спокойные, а Дима более вспыльчивый, — говорит Сакир. — Я вообще флегматичный чел и могу специально его подначивать. Мне нравится накалять атмосферу, ему нравится отрываться».
За отрывом в обычной жизни следует отрыв и на сцене. Недавно в Хмельницком на первой песне у парней отключились мониторы и для Димы Синоптика это стало красной тряпкой: за выступление он разбил две гитары, сбросил педали в зал, последние номера играл только на клавишах, в конце выбросил и их. «Концерт закончился просто потому, что Диме больше не на чем было играть», — говорит Сакир. Синоптику по этому поводу стыдно: «Ребята уверяют, что это было шоу, а я в этом шоу не вижу. Есть люди, которые нормально относятся к крушению техники, а я так не могу, я к ней уважительно отношусь. Но это неконтролируемый процесс, эйфория. Не под наркотиками, подчеркну».
Сейчас SINOPTIK всё чаще выступает за границей, просто следуют спросу. «На Западе на любую группу приходят с интересом, людям просто хочется провести время на концерте. Происходит мощная взаимная отдача. А в Украине человек читает на афишах “группа SINOPTIK” и не знает, зачем на неё приходить. Публика там и здесь разная, но только в начале. А после наших концертов зрители везде одинаковые, заряженные».
Мощный заряд случился и на украинском финале Global Battle of the Bands 2016. Когда кулисы раздвинулись и из дыма предстали SINOPTIK, конкурс лишился интриги. Победитель был очевиден, 12 из 13 членов жюри поставили группе высший балл. Получая награду, Дима Синоптик воинственно размахивал в воздухе молотком: «Я постоянно верчу что-то в руках, а тут на сцене лежал молоток. Взял его просто так, а когда объявили результаты, меня взяла такая гордость, что так и вышел. Я — большой патриот Донецка, а молоток — это наш герб».
На победу отреагировал и Донецк. «Местные сообщества поздравляли нас с победой в отборе. У нас там родители, много друзей. Сейчас там вообще тише стало. Даже группы создаются, ребята репетируют по гаражам, выступают, им хочется рок-н-ролла. Да, там теперь гораздо меньше музыкантов, клубов, публики, но движуха понемногу идёт».
Хотя глобально ситуация для Синоптика, Сакира и Славы не поменялась. Парни основали группу в непростое время, прошли крещение огнём, но по-прежнему с большим трудом привлекают публику и прессу.
Дима Синоптик: «Мало сказать, что мы — группа SINOPTIK. Приходится кричать: Эй, да обратите уже на нас внимание! Вообще за рубежом выхлоп от концертов больше. Когда на афишах было написано «Победители GBOB Ukraine», в Молдове, например, вся местная рок-элита пришла на концерт. А у нас сделать так, чтобы тебя заметили, сложнее. Мне чисто по-человечески обидно, что так происходит. На фестивали не зовут — либо предлагают попасть через зрительское голосование, либо просто морозят. Есть несколько хороших фестов, с которыми мы подружились — «Файне місто», Zaxidfest, Hedonism, ещё в Полтаве будет интересное событие, простите, если кого забыл. А в Европе фестиваль за фестивалем. Понятно, не так плотно, как у группы Jinjer, у них-то вообще фирма».
Вопреки всем барьерам, на сольном концерте с презентацией альбома «Interplanet Overdrive» в Киеве группа SINOPTIK уже не просто искрилась, а раздавала энергию с мощностью электростанции. А 26 мая 2016 года парни пошли ещё дальше — победили в мировом финале Global Battle Of The Bands в Берлине. Это даёт им возможность заключить контракт с большим лейблом и записаться в крутой студии. Посмотрим, как теперь на них отреагируют дома.
Сергей Кейн
Фото: Василий Галушкин
Комментариев нет:
Отправить комментарий